Шум


Помещения, строения и концертные залы— «летающие блюдца» под крышей - часть 12


Если эти величины известны, нетрудно найти интенсивность первых отраженных волн.

Рис. 45. Траектории звука в помещении с открытой планировкой.

К первым отраженным волнам добавляются следующие по силе волны — те, которые испытали одно отражение от пола и одно от потолка; затем наступит очередь волн, отразившихся дважды от потолка и однократно от пола, и наоборот. В принципе число возможных путей волн бесконечно, но после нескольких отражений остаточным звуком уже можно пренебречь.

Как видно из рис. 45, путь прямого звука много короче пути, проходимого отраженными волнами, пока расстояние от источника не превосходит примерно 10 м. Это значит, что при удвоении прямого расстояния путь, который проходят отраженные волны, увеличивается меньше чем вдвое. До расстояний примерно 30 м от источника эффект поглощения звука потолком и полом остается более или менее постоянным. Что происходит на больших расстояниях, мы увидим позднее.

В итоге оказывается, что вблизи источника прямой звук преобладает над отраженным и последним можно пренебрегать. Если уровень мощности источника известен, уровень звукового давления вблизи него можно рассчитать по закону обратных квадратов: при удвоении расстояния уровень падает на 6 дБ. Если средний коэффициент поглощения превышает примерно 0,5, то прямой звук преобладает повсюду. Впрочем, малое поглощение полом, который может быть заставлен различной мебелью, в большинстве случаев снижает средний коэффициент поглощения до 0,4 для частот выше 125 Гц и менее чем до 0,2 при более низких частотах. В таких случаях, начиная с некоторого расстояния, отраженные волны, уровень которых убывает при удвоении расстояния всего на 3 дБ, превзойдут, по интенсивности прямой звук. Обычно это расстояние равно 3 м и соответствующий участок простирается примерно до 10 м, после чего длины путей прямых отраженных волн приближаются друг к другу и при удвоении расстояния уровень вновь убывает на 6 дБ.

Одно из важных следствий сказанного состоит в том, что в помещении открытой планировки субъективное ощущение реверберации отсутствует и весь звук кажется исходящим прямо из источника.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -



Книжный магазин