Шум


Отчего так шумно? Механизмы и шум - часть 21


На втором месте в создании шума турбореактивного двигателя стоит компрессор. Первая ступень в обычном двигателе — это венец направляющих лопаток, затем следует первая вращающаяся ступень, потом — снова чередующиеся ступени лопаток статоров и роторов. Число тех и других ступеней может доходить до пятнадцати. Взаимодействие роторов и статоров создает шум высокой частоты, сходный со звуком сирены, который, как обычно, сопровождается гармониками и излучается вперед. Это и есть тот свист, который самолет издает при посадке. Если лопасти компрессора изготовлены из обычных металлов, в них возникают резонансы, которые увеличивают шум. И, как всегда, если резонансные частоты или гармоники лопастей совпадают с частотой взаимодействия ротор — статор, шум усиливается.

Газовая турбина тоже визжит, но ее шум излучается назад и обычно перекрывается шумом струи.

Корпус — еще один излучатель шума в реактивном двигателе. Шумы, идущие изнутри, а именно шумы сгорания, шумы турбины и компрессора, проникают в корпус и вызывают его колебания, последние в свою очередь излучают шум. Но по сравнению с шумом истечения струи шум корпуса очень слаб.

В настоящее время конструкции реактивных двигателей значительно усовершенствованы, и работа в этом направлении продолжается, а первоначальные модели турбореактивных двигателей уходят в прошлое. Оказалось возможным снизить излучение источников шума этих двигателей; в новых турбовентиляторных двигателях уменьшена скорость струи газа и усовершенствован процесс смешения, В них первая ступень компрессора имеет большие размеры, и воздух обдувает корпус двигателя («двухконтурность», см. гл. 12).

Не так давно, однако, мы все смогли убедиться, что самолетные двигатели отнюдь не единственная причина шумового загрязнения среды. И действительно, совершенно «бесшумный» самолет может создать сложнейшую проблему шума, если он полетит со сверхзвуковой скоростью.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -



Книжный магазин