В стиле РЕТРО

Из известных версий наиболее доступны


Из известных версий наиболее доступны три: ЕСС83, Е83СС, ECC803S.
    Справочник ф. Telefunken характеризует их применение следующим образом:
    » ЕСС83 — двойной триод звуковой частоты. Для применения в звуковых усилителях в качестве входных каскадов и фазоинверторов.
    » Е83СС — двойной триод с раздельными катодами. Для применения в качестве усилителя слабых сигналов в промышленной аппаратуре (Как правило, ножки позолочены — Ред).
    » ECC803S — двойной триод звуковой частоты с раздельными катодами, nonmicrophonic, т. е. микрофонный эффект отсутствует.

Выпускалась и особая «звуковая» версия — ЕСС808, с малым шумом, малым фоном, предназначенная для предусилителей. Судя по табличным данным той же Telefunken, эта лампа обладала большей линейностью (примерно в 2 раза при одинаковых амплитудах выходного сигнала) и нормировалась на меньшую мощность на аноде (опять же меньше е 2 раза против обычной, то есть 0.5 Вт). Еще у нее были выровнены по половинкам емкости, уменьшена проходная емкость Сg-a = 1.5 против 1.7 pF у обычной. В довершение ко всему, напряжение накала было только 6.3 V при токе потребления 0.34 А. Ради внутренней симметрии выводов пришлось и цоколевку поменять. В оригинальном исполнении лампа безумно дорогая и, естественно, дефицитная. Однако ее, без видимых изменений, также производили Tungsram и Valvo. Интересно, рискнет кто-либо поэкспериментировать с ней? Когда мы закончим испытывать лампы с обычной цоколевкой, попробуем ЕСС808, благо в наличии и Tele, и Tung, и Valvo.
    Теперь о размерах и форме анода. Всего их три типа, по высоте: 17.5, 14 и 11 мм. Наиболее распространены два последних. Существует легенда, что чем больше высота анода, тем лучше звучание лампы с точки зрения субъективных оценок. Однако достаточно и тех ламп, которые, имея высокий анод, звучали тускло и невыразительно. Так что развенчивать легенды не станем из вредности.
    Жива еще одна легенда, что мол лампы с гладким анодом звучат опять-таки лучше.


Но из всех 83-х, оказавшихся у нас на руках, гладкий анод {г. е. без каких-либо ребрышек жесткости) имела только одна лампа — Telefunken. При ее высочайшем и непререкаемом реноме вполне можно такой вывод сделать, однако кто же еще будет с ней соревноваться по гладкости анода? Выпускалась еще одна лампа, размеры анодов которой могли бы конкурировать с Tele, это Mullard CV4004. Судя по номеру, ее ждали британские военные, а если б кто с натурой нервной и экзальтированной увидел ее, то впору заявить, что анод у нее аж из баллона вылезает. Вот такой он большой!
    Описывать все лампы и конструктивные решения можно до последней страницы. Главная же наша задача — оценить, как они звучат и поделиться радостью с тобой, читатель. После недолгих раздумий решили собрать корректор для винила (EQ-RIAA) и прогнать весь строй через него. Пусть на деле докажут, кто чего стоит. Над схемой голову не морочили, нам важно, чтоб лампы прослушивались в одинаковых условиях. После корректора следовал усилитель (SE, 6C4C х 2; 7 Вт) сборки Золотая Середина/А&Т Sound и колонки Rogers 33/Epos 14.

Содержание раздела